Курсы парусных судов

Авиаперелеты на мероприятия и события

Курс — направление движения судна относительно ветра.

Генеральный курс — направление, по которому судно прошло бы маршрут кратчайшим расстоянием.

Парусное судно идет правым или левым галсом в зависимости от того, откуда дует ветер. Если ветер дует с левого борта, то это левый галс, с правого борта — правый галс. Когда ветер дует прямо в корму, то галс определяется по положению главного паруса — грота. Если грот развернут к правому борту, то это левый галс, к левому — правый галс. Если ветер дует прямо в нос, то судно находится в положении левентик.

Маневр, при котором меняется галс, называется поворотом. Если при пересечении судном линии ветра ветер дует с носа, то это будет поворот оверштаг (вокруг штага). Если ветер дует с кормы — поворот фордевинд. (Часто говорят: «поворот через фордевинд»). Когда судно идет прямо по ветру, ветер иногда сам резко перекладывает парус на другой борт. Этот поворот называется непроизвольным поворотом фордевинд.

На ветре или наветренный — борт, берег, судно, препятствие и т. д. находящиеся со стороны, откуда дует ветер. Под ветром или подветренный — наблюдаемый объект находится в стороне, куда дует ветер. Судно может подниматься на ветер или спускаться под ветер. Может также находиться выше по ветру или ниже по ветру относительно другого судна или какого-либо предмета.

Изменения курса в пределах одного галса называются: приведением, если парусное судно приводится круче к ветру и начинает идти острее, т.е. угол между курсом судна и ветром уменьшается; или уваливанием, когда судно начинает идти полнее и угол между курсом яхты и ветром увеличивается вплоть до 180?. Т.е. «привестись» — значит скорректировать курс на ветер, «увалиться» — скорректировать курс под ветер.

Читайте также  Парусный катамаран "Ветер"

Авиаперелеты на спортивные события

Курс яхты, когда ветер дует прямо в корму, называется фордевинд, яхта идет на фордевинд. Если угол между курсом яхты и ветром меньше 180? и больше 90? — это курс бакштаг. Бакштаг бывает полным, близким к фордевинду, и крутым (острым). На курсе галфвинд («полветра») яхта идет поперек ветра. Все перечисленные курсы, включая галфвинд, являются полными курсами.

Острый курс, когда угол между курсом яхты и ветром меньше 90?, называется бейдевинд. Бейдевинд бывает полный, близкий к галфвинду, и крутой, когда яхта идет под минимально возможным углом к ветру. Промежуточный курс, при котором яхта идет под наивыгоднейшим углом лавировки и быстрее всего поднимается прямо на ветер, в гоночной практике называется гоночный бейдевинд.

Если генеральный курс лежит прямо на ветер, то тогда идут курсами бейдевинд правого и левого галсов, периодически делая повороты оверштаг, — лавируют. Если точка прибытия лежит не прямо на ветер, то при лавировке один галс приходится делать длинным, а второй — коротким. Короткий галс называется контргалс.

Направление ветра не является постоянным. Если ветер изменяет направление к носу судна, то говорят, что ветер заходит, а если к корме — ветер отходит.

Существуют понятия истинного и вымпельного ветра. Ветер, дующий на акватории, (т.е. ветер относительно суши и поверхности воды) называется истинным ветром. На паруса идущей яхты действует вымпельный ветер (т.е. ветер относительно движущегося судна). Вымпельный ветер есть результат взаимодействия истинного ветра и скорости хода яхты. Его направление показывает вымпел или флюгарка. Вымпельный ветер на всех курсах, исключая фордевинд, всегда острее, чем истинный. На фордевинде (и в положении левентик) направление вымпельного ветра совпадает с истинным. Скорость вымпельного ветра на острых курсах всегда больше, а на полных (исключая галфвинд) — меньше скорости истинного ветра. На галфвинде скорости истинного и вымпельного ветра равны.

Читайте также  Ф. Жуайон установил рекорд прохождения Maurutus Route

Если ветер дует со стороны воды на сушу, то говорят, что ветер навальный или прижимной. Если же ветер дует с берега на акваторию, то ветер — отвальный или отжимной.

WildWeb

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru